История гребли
3300-3000-до Н.Э.
На древнеегипетском каменном барельефе, созданном между 3300 и 3000 годами до нашей эры, изображены гонки на гребных судах. Это один из первых доказанных фактов использования гребли не только для торговли, перевозок или военных действий, но и как спортивной забавы.
Первые регаты
На протяжении истории развития гребли конструкция гоночных судов кардинально изменилась. Изменился и дизайн и конструкция весел. Современные гоночные суда это продукт высоких технологий, применяемых в самолетостроении и космонавтике.
Однако гребля не стала предметом занятий избранных, гребля была и остается массовым видом спорта и включена в обязательную программу физического воспитания ведущих колледжей и университетов всего мира. Наиболее известной регатой современности является ежегодная гонка между университетами Оксфорда и Кембриджа. Первый рекорд в этой гонке был установлен в 1829 году. А наиболее престижной является всемирно известная Хенлейская Королевская Регата, основанная в 1839 г. и получившая королевский статус в 1851 г.
Олимпийские игры
Для основателя современного Олимпийского движения барона Пьера де Кубертена гребля являлась любимейшим видом спорта. П. де Кубертен являлся тренером и судьей по гребле и отводил гребле лидирующую роль в системе физического воспитания на основании того, что при гребле одновременно работают до 80% мышц, а сами занятия проходят в естественной природной среде, не нарушая ее.
Академическая гребля была включена в программу Первых олимпийских игр и до сих пор остается одним из самых массовых олимпийских видов. На Олимпиаде стартует 550 участников и разыгрывается 14 комплектов наград. Это примерно пятая позиция среди 36 видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр.
О 150-летии гребного спорта в России
Эпоха Петра I
«Чтобы научить верных подданных без страха любить море»Этими словами в Указе Петра Великого по случаю учреждения первого в России гребного клуба «Невский флот» в 1718 году определена идея его создания. В 1723 году Петр I создает чертежи и инструкции по постройке однотипных гребных судов для “Невского флота” и вводит в Устав обязательные еженедельные занятия по гребле.
За счет казны было построено и роздано в вечное потомственное владение безвозмездно деловым людям 141 судно со всеми принадлежностями для плавания под парусом и на веслах. Обладатели этих судов должны были должно заботиться об их сохранности, вовремя производить ремонт, и обязательно тренироваться один раз в неделю от двух до четырех часов в зависимости от месяца года.
В инструкции о плавании значилось: «Суда сеи употреблять так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги».
Гребцам полагалось иметь одинаковую форму, но выбор цвета предоставлялся хозяину. На первое время форма им даже была выдана из казны. Хозяева судов должны были обязательно присутствовать на учениях, находясь на парусных судах, а их жены могли в это время находиться на гребных судах.
После окончания эпохи Петра I регулярные обязательные занятия на гребных судах перестали существовать, но гребля прочно вошла в деловую жизнь молодой столицы. Большой популярностью стали пользоваться прогулки по Неве и поездки для отдыха на острова. Ежегодно в период с 1742 по 1752 г. Городская управа проводила на Неве соревнования профессиональных перевозчиков сначала на судах типа ялик, потом и на других лодках.
Первые яхт-клубы
В 1846 году под покровительством Николая I был создан престижный для петербургской аристократии «Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб». Членами яхт-клуба могли быть только люди дворянского происхождения.
В 1858г. из среды городского населения прибрежной полосы Невы возникает первый кружок любителей гребли – “Моряк на все руки”, члены которого стали совершать регулярные водные прогулки. В дальнейшем клуб зарегистрировал свой устав, и 21 марта 1860г. впервые был поднят флаг Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, который стал родоначальником гребного спорта сначала в Петербурге, потом и в России. Были разработаны Правила гребли и управления гичками, и 31 июля 1860г. на реке Средней Невке состоялась первая гребная гонка, в которой участвовали на различных шлюпках перевозчики, матросы и любители гребли. В первом соревновании участвовали также и любители водных лыж, на которых гребли, сидя, байдарочным веслом.
Академическая гребля как вид спорта
Именно с 21 марта 1860 г. академическая гребля в России получила официальное признание как вид спорта.
Академическая гребля в царской России, в советский и российский период являлась и является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Начиная с неофициальной даты начала гребли в России – 1860 г. и официальной – учреждения Всероссийского союза гребных обществ (ВСГО) в 1908 г. российские и советские спортсмены многократно становились чемпионами и призерами Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы. Наибольшего расцвета гребля в СССР достигла к 1982 г. До конца 80-х годов советские спортсмены являлись лидерами мировой гребли, конкурируя лишь с ГДР.
90-е годы стали для российской гребли самыми тяжелыми. Россия осталась без баз подготовки, без инвентаря, так как в советские годы основные базы подготовки сборной команды были сосредоточены в Республиках бывшего СССР. Массовое закрытие клубов и школ в г.г. Москве и Санкт-Петербурге, являвшихся основным оплотом российской гребли привело к обнищанию в поступлении резерва. Все это не могло не отразиться на результатах сборных команд на мировой арене.